ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧ-СЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
27.01.2012, 19:03
Ульяновская общеобразовательная школа I-III ступеней Амвросиевского района Донецкой области Материал подготовила учитель русского языка Скороход О.Н. Формирование социальной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы (статья) Компетентность предполагает Формирование активной личности, способной полноценно жить в обществе. Мы живём в очень напряженное историческое время, когда на наших глазах Украинское государство упорно ищет путь своего дальнейшего развития. И то, каким он будет, зависит от активности его граждан. Поэтому нам, учителям-словесникам ,следует осознать, что для современного и будущего общества необходимо сформировать активную личность, способную толерантно относиться к людям, родине, к себе, к семье, к труду, к материальным и духовным ценностям. Такой человек, сможет полноценно жить в обществе, сознательно выбирать жизненные цели, сможет своевременно сделать выбор, бесконфликтно выйдет из определённой жизненной ситуации. Одних знаний для развития таких умений у учащихся недостаточно, потому что «знания- это гость», по личному выражению Давида Гулия. Приобретённые в данный момент знания становятся устаревшими. Задача же учителя- доказать учащимся, что учиться необходимо на протяжении всей жизни. Но главное – не просто дать им определённую сумму знаний, а формировать способность жить в обществе, которая опирается на эти же знания, опыт ценности, способности, добиться во время учёбы. Именно такую общую способность и принято называть КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ Согласно «Критериям учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования» компетентность вместе с уровнем учебных достижений учащихся считается результатом обучения, непосредственно не связанным с содержанием предмета, и характеризует не предметные, жизненные умения человека. Поэтому сегодня я буду говорить об одном из видов общей компетентности – Социальной, главные составляющие которой выделены правительственной стратегией модернизации образования. Это, прежде всего: 1) Содружество, работа в команде, коммуникативные навыки; 2) Способность принимать свои решения и стремиться к пониманию собственных потребностей и требований; 3) Социальное единство, умение определить собственную роль в обществе; 4) Ценностные ориентации; 5) Развитие личностных особенностей, саморегуляция; культура межличностных отношений. На мой взгляд, цель формирования социальной компетентности является вполне гуманной, т.к. помогает ещё со школьных лет занять активную позицию в обществе, которое базируется на свободе выбора личности, лишённой чьих-либо приказаний. Поэтому для её реализации необходимо выбирать не только гуманное содержание, но и формы и методы тоже гуманные. Иначе эта гуманная цель потеряет свою ценность. Для реализации этой цели; для развития умения делать выбор я предлагаю учащимся задания различных уровней сложности, разные виды сочинений, диалогов, творческих работ, дифференцированные упражнения и вопросы. В частности, такой интерактивный метод, как ролевая игра и работа в группах переменного состава (Но не постоянного), является методом и формой, которые помогают мне развивать у учащихся умение делать выбор. Именно в возможности перемен, изменений и заключается сущность возможности выбора. А свободное распределение игровых ролей предоставляет ребёнку возможность испытать свои способности и сделать максимальный вклад во время выполнения задания. Предлагаю вашему вниманию описание разработанных мною ролевых игр, которые одновременно предполагают работу в группах переменного состава. Например, в 6 классе на уроке вн. Чтения «Басни И.Н. Крылова» можно провести ролевую игру «Театр». Этапы проведения: До начала игры- Выбор ролей по желанию учащихся Одна часть уч-ся –Актёры (Заблаговременно готовят выразительное чтение наизусть выбранной ими самими басни) Вторая часть- зрители (Они готовят цветы для актёров, помогают в выборе костюмов) Учитель составляет программу выступлений, готовит билеты. 1 Этап –«покупка Билетов» ( Выполнение заданий разных уровней сложности) Билет на место «Ложа»- самый дорогой-Задание: Расскажите о жизни великого баснописца. Билет на место «Партер»-Цена средняя- Задание: Вставьте вместо точек пропущенные слова в эпиграфе: «Басня – ложь, да в ней намёк…» Билет на «Балкон» - Самый дешёвый- Задание: Как вы понимаете эпиграф урока? 2 Этап- учащиеся зрители занимают места, распределяясь по группам (по выбору). Существует несколько способов выбора детей. Можно, к примеру, предложить тем учащимся, которые первыми купили билеты на определённое место (ложа, партер или балкон), т.е. правильно ответили на вопрос, Пригласить с собой тех детей, с кем бы они хотели наблюдать за выступлением актёров вы театре. Таким образом, формируется 3 группы. А можно разделить на 3 группы при помощи разрезанных открыток. 3 Этап – Знакомство с программой( название басни и исполнение ролей) На этом этапе выступают учащиеся-актёры, а учащиеся-зрители наблюдают и выбирают лучших исполнителей. 2 Этап- называется «Цветы- любимому актёру». По собственному выбору «зрители» дарят цветы «актёрам» и оценивают их выступления по критериям: -Оригинальность выступления, -Актёрское мастерство, -выразительность чтения, -правильное литературное произношение. 5 Этап- вручение эмблем «Лучшему исполнителю басен» (тоже осуществляется по выбору учащихся-зрителей) 6 Этап- «свободный микрофон» - (Каждая группа 2-3 минуты обсуждает предложенные ей дифференцированные задания): 1 группа (Ложа)- задание: поговорите с героями басен, выразите им пожелания, предостережения, дайте советы. 2 группа (Партер)- задание: ответить на вопрос: В чём особенности басен Крылова? 3 группа (Балкон)- Какое бы название вы дали этой театральной программе?
После обсуждения задания каждая группа самостоятельно, без помощи учителя, выбирает учащегося зрителя, который подходит к «микрофону» и выражает мнение группы. Желающие могут дополнить ответ. Такая ролевая игра способствует развитию у детей самостоятельности, вырабатывается стремление высказать свою точку зрения, развивает речь учащихся, чувство собственного достоинства. На итоговом системно- обобщающем уроке литературы отправимся на «Литературную ярмарку». Эта игра тоже способствует развитию умения делать выбор. Этапы проведения: 1 Этап- ознакомление учащихся с целью игры: Покупая или продавая на ярмарке литературные вещи, дадим ответы на вопросы. «Каким человеком мне помогла стать литература?» 2 Этап- деление на группы переменного состава в зависимости от способа передвижения: «Как бы вы хотели добраться на ярмарку; на быках, на лошадях или пешком?» Таким образом, образуются 3 группы по выбору учащихся. 3 Этап- въезд на ярмарку. Заезжает тот, кто сумеет продолжить чтение наизусть выученного стихотворения по представленным строчкам: (по 1 представителю от каждой группы. Берут карточки со стихотворением; декламируют продолжение) 4 Этап-«Литературный аукцион» (Обобщение по теории литературы) На доске написаны слова для продажи: Гипербола, аллегория, мораль, народная песня, басня, историческая песня и др. Учащиеся по выбору «покупают» термины, понятия, давая им определения. Настоящим покупателем становится та группа, учащиеся которой объяснили наибольшее количество слов. 5 Этап- распродажа портретов. Каждая группа по очереди на выбор называет фамилию писателя и получает его портрет. 6 Этап-«покупка фруктов». (Изготовить муляжи если зима) Учащиеся на выбор называют, какие фрукты они хотят купить. А вот и цены; Яблоки –(закончить мысль)- Литературные басни учат меня избавляться от таких недостатков, как…(самая низкая цена) Груши-(продолжить мысль)-«Я- человек, поэтому должен быть»: 1) Каким? 2) любить (Что?) 3)заботиться ( о чём?) (средняя цена)
Персики-(ответить), (самая высокая цена) Кого из литературных героев вы хотели бы сделать счастливым? Как? 7 Этап-продажа собственных товаров ( Учащиеся «продают» свои собственные произведения, т.е. отчитываются о выполнении творческих заданий по выбору) Задания можно предложить такие: 1.Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению. 2.Написать сочинение-рассуждение. « Мой любимый литературный герой». 3.Сочинить стихотворение о природе, о языке, о Родине. 8 Этап –возвращение из ярмарки, (подсчёты), (что купили и что продали) И как итог- отвечаем на поставленный, на 1 этапе вопрос: «Каким человеком мне помогла стать литература?» Как видим, основной принцип организации и проведения ролевых игр «Театр» и «Литературная ярмарка» - это свобода выбора. Использование на уроках литературы ролевых игр, которые одновременно предвидят использование свободного разделения на группы переменного состава и выполнения различных по уровню сложности заданий, является тем гуманным способом, который развивает умение делать выбор, одно из составных умений, формирующих социальную компетентность .