Субота, 20.04.2024, 05:08
Вітаю Вас Гість | RSS

Ульяновская ОШ I-IIIступеней

Форма входу

Методичні розробки вчителів

Головна » Файли » Шкільні свята » Предметні

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧ-СЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
27.01.2012, 19:03
Ульяновская общеобразовательная школа     I-III  ступеней
Амвросиевского  района  
Донецкой области
Материал подготовила  учитель русского языка  Скороход  О.Н.
Формирование социальной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы (статья)
Компетентность предполагает Формирование активной личности, способной полноценно жить в обществе.
 Мы живём в очень напряженное историческое время, когда на наших глазах Украинское государство упорно ищет путь своего дальнейшего развития. И то, каким он будет, зависит от активности его граждан. Поэтому нам, учителям-словесникам ,следует осознать, что для современного и будущего общества необходимо сформировать активную личность, способную толерантно относиться к людям, родине, к себе, к семье, к труду, к материальным и духовным ценностям. Такой человек, сможет полноценно жить в обществе, сознательно выбирать жизненные цели, сможет своевременно сделать выбор, бесконфликтно выйдет из определённой жизненной ситуации.
   Одних знаний для развития таких умений у учащихся недостаточно, потому что «знания- это гость», по личному выражению Давида Гулия. Приобретённые в данный момент знания становятся устаревшими. Задача же учителя- доказать учащимся, что учиться необходимо на протяжении всей жизни. Но главное – не просто дать им определённую сумму знаний, а формировать способность жить в обществе, которая опирается на эти же знания, опыт ценности, способности, добиться во время учёбы. Именно такую общую способность и принято называть КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ  
    Согласно «Критериям учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования» компетентность вместе с уровнем учебных достижений учащихся считается результатом обучения, непосредственно не связанным с содержанием предмета, и характеризует не предметные, жизненные умения человека.
        Поэтому сегодня я буду говорить об одном из видов общей компетентности – Социальной, главные составляющие которой выделены правительственной стратегией модернизации образования.
Это, прежде всего:
1)    Содружество, работа в команде, коммуникативные навыки;
2)    Способность принимать свои решения и стремиться к пониманию собственных потребностей и требований;
3)    Социальное единство, умение определить собственную роль в обществе;
4)    Ценностные ориентации;
5)    Развитие личностных особенностей, саморегуляция;  культура межличностных отношений.
 На мой взгляд, цель формирования социальной компетентности является вполне гуманной, т.к. помогает ещё со школьных лет занять активную позицию в обществе, которое базируется на свободе выбора личности, лишённой чьих-либо приказаний. Поэтому для её реализации необходимо выбирать не только гуманное содержание, но и формы и методы тоже гуманные. Иначе эта гуманная цель потеряет свою ценность.
   Для реализации этой цели; для развития умения делать выбор я предлагаю учащимся задания различных уровней сложности, разные виды сочинений, диалогов, творческих работ, дифференцированные упражнения и вопросы.
    В частности, такой интерактивный метод, как ролевая игра и работа в группах переменного состава (Но  не постоянного), является методом и формой, которые помогают мне развивать у учащихся умение делать выбор.  Именно в возможности перемен, изменений и заключается сущность возможности выбора. А свободное распределение игровых ролей предоставляет ребёнку возможность испытать свои способности и сделать максимальный вклад во время выполнения задания.
 Предлагаю вашему вниманию описание разработанных  мною ролевых игр, которые одновременно предполагают работу в группах переменного состава.
 Например, в 6 классе на уроке вн. Чтения «Басни И.Н. Крылова» можно провести ролевую игру «Театр».
  Этапы проведения:
До начала игры- Выбор ролей  по желанию учащихся
Одна часть уч-ся –Актёры (Заблаговременно готовят выразительное чтение наизусть выбранной ими самими басни)
Вторая часть- зрители (Они готовят цветы для актёров, помогают в выборе костюмов)
Учитель составляет программу выступлений, готовит билеты.
1 Этап –«покупка Билетов» ( Выполнение заданий разных уровней сложности)
Билет на место «Ложа»- самый дорогой-Задание: Расскажите о жизни великого баснописца.
Билет на место «Партер»-Цена средняя- Задание: Вставьте вместо точек пропущенные слова в эпиграфе:
                          «Басня – ложь, да в ней намёк…»
   Билет на «Балкон» - Самый дешёвый- Задание: Как вы понимаете эпиграф урока?
2 Этап- учащиеся зрители занимают места, распределяясь по группам (по выбору).
    Существует несколько способов выбора детей. Можно, к примеру, предложить тем учащимся, которые первыми купили билеты на определённое место (ложа, партер или балкон), т.е. правильно ответили на вопрос, Пригласить с собой тех детей, с кем бы они хотели наблюдать за выступлением актёров вы театре.
Таким образом, формируется 3 группы. А можно разделить на 3 группы при помощи разрезанных открыток.
  3 Этап – Знакомство с программой( название басни и исполнение ролей)
    На этом этапе выступают учащиеся-актёры, а учащиеся-зрители наблюдают и выбирают лучших исполнителей.
2 Этап- называется «Цветы- любимому актёру».
   По собственному выбору «зрители» дарят цветы «актёрам» и оценивают их выступления по критериям:
-Оригинальность выступления,
-Актёрское мастерство,
-выразительность чтения,
-правильное литературное произношение.
5 Этап- вручение эмблем «Лучшему исполнителю басен» (тоже  осуществляется по выбору учащихся-зрителей)
6 Этап- «свободный микрофон» - (Каждая группа 2-3 минуты обсуждает предложенные ей дифференцированные  задания):
1 группа (Ложа)- задание: поговорите  с героями басен, выразите им пожелания, предостережения,  дайте советы.
2 группа (Партер)- задание: ответить на вопрос: В чём особенности басен Крылова?
3 группа (Балкон)- Какое бы название вы дали этой театральной программе?

После  обсуждения задания каждая группа самостоятельно, без помощи учителя, выбирает учащегося зрителя, который подходит  к «микрофону» и выражает мнение группы. Желающие могут дополнить ответ.
Такая ролевая игра способствует развитию у детей самостоятельности, вырабатывается стремление высказать свою точку зрения, развивает речь учащихся, чувство собственного достоинства.
На итоговом системно- обобщающем уроке литературы отправимся на «Литературную ярмарку». Эта игра тоже способствует развитию умения делать выбор.
                              Этапы проведения:
1 Этап- ознакомление учащихся с целью игры:
     Покупая или продавая на ярмарке литературные вещи, дадим ответы на вопросы.
 «Каким человеком мне помогла стать литература?»
2 Этап- деление на группы переменного состава в зависимости от способа передвижения:
«Как бы вы хотели добраться на ярмарку; на быках, на лошадях или пешком?»
Таким образом, образуются 3 группы по выбору учащихся.
3 Этап- въезд на ярмарку.  
              Заезжает тот, кто сумеет продолжить чтение наизусть выученного стихотворения по представленным строчкам: (по 1 представителю от каждой группы. Берут карточки со стихотворением; декламируют продолжение)
 4 Этап-«Литературный аукцион» (Обобщение по теории литературы)
   На доске написаны слова для продажи:
Гипербола, аллегория, мораль, народная песня, басня, историческая песня и др.
Учащиеся по выбору «покупают» термины, понятия, давая им определения.
Настоящим покупателем  становится та группа, учащиеся которой объяснили наибольшее количество слов.
5 Этап- распродажа портретов.
     Каждая группа по очереди на выбор называет фамилию писателя и получает его портрет.
6 Этап-«покупка фруктов». (Изготовить муляжи если зима)
Учащиеся на выбор называют, какие фрукты они хотят купить. А вот и цены;
Яблоки –(закончить мысль)- Литературные басни учат меня избавляться от таких недостатков, как…(самая низкая цена)
Груши-(продолжить мысль)-«Я- человек, поэтому должен быть»:
1)    Каким? 2) любить (Что?)
3)заботиться ( о чём?) (средняя цена)

Персики-(ответить), (самая высокая цена) Кого из литературных героев вы хотели бы сделать счастливым? Как?
7 Этап-продажа собственных товаров
( Учащиеся «продают» свои собственные произведения, т.е. отчитываются о выполнении  творческих заданий по выбору)
                                                    Задания можно предложить такие:
1.Нарисовать  иллюстрацию к любимому произведению.
2.Написать сочинение-рассуждение. « Мой любимый литературный герой».
3.Сочинить стихотворение о природе, о языке, о Родине.
8 Этап –возвращение из ярмарки, (подсчёты), (что купили и что продали)
И как итог- отвечаем на поставленный, на 1 этапе вопрос:
       «Каким человеком мне помогла стать литература?»
Как видим, основной принцип организации и проведения ролевых игр «Театр» и «Литературная ярмарка» - это свобода выбора.
    Использование на уроках литературы ролевых игр, которые одновременно предвидят использование свободного разделения на группы переменного состава и выполнения различных по уровню сложности заданий, является тем гуманным способом, который развивает  умение делать выбор, одно из составных умений, формирующих социальную компетентность .

Категорія: Предметні | Додав: ulyanschool
Переглядів: 2008 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Поиск

Copyright I.Globenko © 2024
Конструктор сайтів - uCoz